Индианка вышивка. Индийская вышивка кантха. Вышивка в современной моде

Индианка вышивка. Индийская вышивка кантха. Вышивка в современной моде

Уже в ведической литературе, датируемой 5в. до н.э. упоминается индийская вышивка. В руинах Мохенджо-Даро найдены многочисленные вышивки, как свидетельство творческой активности живших здесь людей. На фресках Аджанты запечатлены люди в богато вышитых одеждах. В вышивках нашла отражение вся сложная история Индии.

Многочисленные кочевые племена, набеги кочевников и мусульманских завоевателей привели к значительным изменениям искусства и культуры населения Индии.

Особенностью Индии до сих пор остаётся способность принимать и ассимилировать новые понятия и навыки без потери базовых ценностей и фундаментальных основ. Это относится и к вышивке. По сей день особой популярностью славится вышивка из самых отдалённых областей Индии. Большую востребованность ей придает великолепие узоров, которые наносятся на ткань множеством волшебных оттенков, прелесть их заключается в том, что все красители, которые используются в вышивке - растительного происхождения.

Вышитые изделия - традиционный подарок. В некоторых районах вся семья невесты вышивает свадебное платье и вещи для её нового дома. А сразу после рождения девочки бабушка начинает вышивать «багх» - свадебную шаль, на выполнение которой уходят годы, так как она должна быть полностью покрыта вышивкой.

ПРИЁМЫ И ТЕХНИКИ

Петлицы или обметочный шов, смёточный стежок, вышивка крестиком, вышивка гладью, тамбурный шов - вот некоторые из основных приёмов в индийской вышивке. В индустриальную эпоху появляется машинная вышивка, но ручное рукоделие и по сей день продолжает своё существование.

Существуют различные техники вышивки, можно вышивать по поверхности ткани или через ткань, таким способом, что получается «зеркальное изображение». Каждый стиль вышивки отличается от других и имеет свою собственную красоту и большую ценность. Затрагивая самые интересные и увлекательные, можно описать несколько видов этого национального рукоделия.

ШИША

ШИША - (shisha) или вышивка с зеркалами - классическая индийская вышивка. Но этот вид вышивки можно встретить в Пакистане и Афганистане. Мусульмане называют эту вышивку Abla. Слово “шиша” на хинди означает небольшое стекло. В давние времена богатые индийцы носили одежду, расшитую золотыми и серебряными нитями. Бедняки расшивали одежду шиша, которая блестела и играла в лучах солнца не хуже дорогих нарядов знати. В момент возникновения вышивки шиша использовали кусочки слюды. Слюда была хрупким материалом, и зеркальца легко разбивались при неловком обращении с одеждой. Второе рождение вышивки шиша произошло в Индии в правлении шаха Джахана (1628 - 1658), который построил Тадж-Махал в память своей жены, Мумтаз Махал. Она, в свою очередь, считается основательницей техники использования зеркал в вышивке, хотя до неё эта техника была знакома бедным крестьянам, которые использовали вместо зеркал слюду или лоснящиеся крылья жучков. Шиша стали изготавливать из стекла, обратную сторону которого красили серебрянкой. Большое зеркало разбивали на небольшие кусочки. Края кусочков подпиливали, сглаживая острые углы. Считается, что нашитые на одежду зеркальца, отражая солнечный свет и недобрые взгляды, охраняют от злых духов и от сглаза. Сегодня вполне удобно и практично использовать в работе шиша из пластика, который прочен и лёгок на вес. Можно использовать шиша в классической индийской вышивке разных предметов интерьера и аксессуаров, в современном декоративном золотом шитье. Маленькие зеркальца вполне доступны по цене, и такую вышивку может позволить себе каждый. Кроме того, можно использовать блёстки или пайетки. Они очень лёгкие и доступны во многих оттенках. А ещё можно собирать и обшивать монеты.

Для вышивки шиша используют шёлковые, хлопковые и шерстяные ткани с плотной структурой переплетения нитей полотна. Нитки для вышивки могут быть разного состава и качества в зависимости от вида вышивки (шёлк, хлопок, металлизированная нить). И самое главное, прежде чем начинать вышивать изделие, нужно овладеть техникой вышивки шиша на пробном кусочке ткани. Для того, чтобы шиша не скользила по ткани в момент вышивания, её можно приклеить кусочком двустороннего скотча.

Существует огромное количество различных швов. Вышитые изделия варьируются от тончайших деликатных контурных вышивок до плотных «ковровых», полностью заполняющих ткань основы.

Чаще всего используют фабрично окрашенные нити, хотя в некоторых частях Индии до сих пор вышивают нитями, вручную окрашенные растительными красителями. Вместо дорогостоящих драгоценных камней и золота используются широко распространённые материалы - стеклянные бусины, проволоки различных металлов, зеркала. Но, несмотря на замену материалов, вышивка по-прежнему остаётся красочной и привлекательной. Готовые изделия поражают элегантностью и красотой.

ЧИКАНКАРИ

ЧИКАНКАРИ . Никто не уходит из Лакхнау без покупки по крайней мере нескольких Kurtas Chikan. Это древняя форма вышивки появилась под патронажем Моголов. Её красота заключается в простоте, хотя на самом деле Chikankari очень сложный и деликатный вид вышивки.

Chikankari - это искусство вышивки из белой пряжи, раскрученной с помощью иглы на тонкой ткани. Хотя изначально эта вышивка была придворным искусством, сегодня она является живой традицией и предметом коммерческой деятельности. В дополнение к традиционной белой ткани для вышивки используются цветные ткани и нити. Шёлковые и хлопковые нити используются для вышивки на сари, дупаттах, куртах, столовом белье. Хлопок является наиболее предпочтительным в выборе, также используют муслин, вуаль, органзу, шифон, вискозу, жоржет. Кроме одежды можно найти вышивку на постельном белье, скатертях. Шопинг в Лакхнау никогда не бывает полным, если не приобрести несколько Chikan.

Для вышивки в технике чиканкари сначала разрабатывается дизайн, исходя из ткани, на которой будет выполняться работа. Подбор стежков производится на основе рисунка, выбранного для изделия. Затем узор для вышивки вырезается на готовой деревянной плашке (печатной форме) или наносится вручную. Когда печатная форма готова, узор печатается на ткани. Печать производится с помощью печатной формы, покрытой легко смываемой с ткани краской (например нил или сафеда). Затем вышивальщицы выполняют вышивку по узору, используя разнообразные виды стежков. По окончании вышивки ткань стирается, отбеливается, обрабатывается кислотой и отглаживается.

КАНТХА

КАНТХА - вышивка, которая традиционно делалась во время женского досуга, особенно в сезон дождей или зимой. Изначально изготавливалась кантха на полотне из нескольких слоёв (от 3 до 8) бывших сари, а вышивка на них делалась старыми нитками, выдернутыми из бордюров других сари. Стёжка укрепляла ткань, делая её прочнее и долговечней. В зависимости от числа слоёв и величины менялось предназначение этих работ - от зимних одеял («накши-кантха») до маленьких молитвенных ковриков. Беременные тратили последний триместр беременности на создание накши-кантха для новорождённого малыша, полагая, что укутывание в такое одеяльце - залог семейного счастья и защита ребёнка от болезней.

Традиционно kantha никогда не были предназначены для продажи - они были сделаны либо в качестве подарка, либо для личного пользования. Изделия с вшивкой-стёжкой кантха отличаются изяществом и искусностью. Почти вся поверхность кантха заполняется очень мелким ручным стежком «вперед иголкой», который бенгальские женщины называют «бегущим». Есть и множество специальных стежков, некоторые из них напоминают шов «зиг-заг» на швейной машине. Стежки выполняют в виде решёток, прямых или волнообразных линий, эхо-контуром вокруг основного рисунка и т.д. Поверхность при этом принимает нежно-рифлёный вид. Эта работа очень трудоёмкая. Для изготовления, например, одного накши-кантха уходило от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому эти изделия высоко ценились в бенгальских семьях и передавались из поколения в поколение. Традиционно вышивка делалась на светлом или белом фоне, чтобы её хорошо было видно.

В Бангладеш живут люди разных вероисповеданий. Среди них очень много мусульман, буддистов, христиан. И каждый вносит свою лепту в узоры кантхи. Но всё-таки, основным центральным рисунком чаще всего был цветок - лотос, обрамлённый узором «пейсли» или «огурцы» (именно Индия является родиной этого распространённого узора). По периметру располагались рисунки, изображающие различных животных, деревья, листья или цветы. Благодаря мусульманским веяниям в кантхе применялись и геометрические орнаменты. Нередко фигура человека тоже являлась объектом внимания вышивальщиц кантха.

В изготовлении кантхи использовались нитки простых цветов - коричневый, красный, жёлтый, сине-чёрный, голубой и зелёный. По традиции синий и голубой цвета в одежде использовали женщины для тайных встреч с возлюбленным. Красный - означает любовь, он символизирует семейную гармонию и счастье, поэтому свадебные наряды преимущественно красных тонов. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее любовь. Жёлтый - цвет манго, кукурузы и горчицы означает плодовитость. И белый - цвет чистоты. Вышивку дополняют ракушки, пайетки, блестящие пуговицы, маленькие зеркала. Считается, что зеркальце ослепляет дьявола и защищает от сглаза.

Вышивка кантха используется для украшения изделий и современными индийскими мастерицами. Но в наше время появляются новые элементы. Помимо стёжки в работах часто добавляется аппликация. Иногда плотной строчкой в несколько рядов окружают рисунки на набивной ткани. Перенести вышивку кантха в машинное исполнение оказалось очень непросто. Украсить всю поверхность параллельной прямой строчкой или слегка волнистой линией (по существу это эхо-контур с расстоянием между линиями от 5 до 0,5мм) - это очень трудоёмко. Поэтому преимущество до сих пор остаётся за ручной работой.

ЗАРДОЗИ

(Zar с персидского означает «золото», dozi - “вышивка) - стиль вышивки, распространенный в Индии и Пакистане, который существовал еще со времени Ригведы, но время расцвета этого стиля - эпоха Великих Моголов и правление императора Акбара. Этой вышивкой стали украшать одежду, оружие, стены, императорские покои, покрывала для коней и слонов. Буквально с фарси переводится как вышивка золотом. В настоящее время в вышивке используют также разноцветные металлические нити. Для зардози подходит дорогая качественная ткань - шёлк, вельвет, парча. Искусство вышивки зардози требует огромного терпения и мастерства. Примечательно, что зардози занимаются исключительно мужчины.

Помимо металлических нитей, для создания дизайна используют стразы, бусины, а также драгоценные и полу-драгоценные камни.

Вышивка зардози особенно популярна в свадебных нарядах. Например, самые дорогие сари (с юга Индии) - канчипурамские шёлковые с золотой нитью «зари», стоимость которых доходит до 40000 рупий. Их ручным производством заняты около 5 000 семей, а традиция изготовления длится уже 4 века. Традиционные сари Андхра Прадеш пока возможно найти от 600 до 6000 рупий, менее интересны свадебные сари Бенгалии, которые ткут около полугода особым способом плотного шёлкового плетения. На кайме такого традиционного сари - широкая чёрная полоса, в середине которой - более узкая красная. Тангайские сари отличает узкая кайма. Само сари украшено изображением геометрического и растительного узора на светлом фоне. Сари неламбарских мастеров - с горизонтальными полосами по всему полю. Сари из Андхра Прадеш красят уже после изготовления смесью красителей и молока, а потом вручную рисуют орнамент тонкой кистью. Также зардози украшают покрывала, подушки, занавески, скатерти, сумки, туфли, вышивают картины. Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объём. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость работы и изящество рисунка. «Высшим пилотажем» считается вышивка, изображающая животных - стежками или цветом нити нужно передать фактуру кожи, направление шерстинок или, например, тонкие волоски на морде животного. Сейчас вышивка зардози широко используется в фэшн-индустрии.

Сонетки, картины, шкатулки, медальоны, подушки, скамейки для ног, сумки, подставки для стаканов, принадлежности для рукоделия (игольницы, подушечки для булавок, держатели для ножниц), настенные панно, открытки, салфетки, головные платки - всему этому и многому другому индийская вышивка придаёт особое великолепие и стиль. Запаситесь хорошими тканями, нитями, пяльцами, ножницами, иглами и, безусловно, терпением и осваивайте это нелёгкое, но такое будоражащее сознание искусство.

Один из величайших мастеров индийской вышивки «зардози» («вышивка золотом») , вышивальщик в тринадцатом поколении и автор уникальной техники трехмерной вышивки Шейх Шамсуддин (Sheikh Shams Uddin, Padma Shri Shams, Shams) родился 7 сентября 1917 года в древней столице Великих Моголов городе Агра (Индия).

Наверное, стать знаменитым вышивальщиком Шамсуддину было предначертано самой судьбой. Во-первых, Агра, к моменту его рождения, вот уже около 300 лет была всемирно известным центром вышивки «зардози», а, во-вторых, он родился в семье знаменитого вышивальщика Late habib Buksh, прославившегося тем, что дважды вышивал парадные одежды для членов Британской королевской семьи (коронационное платье для жены Эдуарда VII Королевы Александры в 1902 году и парадный костюм для Короля Георга V во время его посещения Дели в 1911 году) .

Именно в мастерской отца, мальчик шаг за шагом начал осваивать технику древнего искусства «золотого шитья», а став опытным мастером, создал свой собственный современный вариант старинной вышивки «зардози», и, доведя его до совершенства, превратил в настоящее искусство.

О секретах техники трехмерной вышивки , разработанной Шейхом Шамсуддином известно очень мало. «Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем... Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком» (Molly ). «Шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц» (ntv.ru ). Высота отдельных «участков» рельефных картин достигает 5 дюймов (12,7 см).

Кроме того, это самые тяжелые и дорогие вышивки в мире . Украшенные тысячами самоцветов и сотнями драгоценных камней, не говоря уже о километрах золотых, серебряных и шелковых нитей, эти картины весят более 200 килограмм и стояли бы десятки (а может быть и сотни) тысяч долларов, если бы их когда-либо решили продать.

Рекордсменом стоимости среди работ Шамсуддина стали его знаменитые «Шахматы», цена которых сопоставима, разве что, с ценой знаменитых . В 1983 году Король Саудовской Аравии Фейсал предложил за них два миллиона восемьсот тысяч долларов (по другим данным 2,3 млн.) , но Шамсуддин, как и большинство самых обычных вышивальщиков и вышивальщиц, со своими работами расставаться не любил и шейху отказал.

С весом и ценой этих грандиозных вышивок может поспорить только время и труд, затраченные на их изготовление. Так, например, на создание тех же «Шахмат», мастер истратил 30 лет своей жизни, и это, кстати, отлично объясняет его отказ продать работу арабскому шейху.

Вообще, нежелание Шейха Шамсуддина расставаться со своими работами сыграло на руку не только всем поклонникам его искусства (иначе работы разлетелись бы по закрытым частным коллекциям) , но и ювелирному дому Kohinoor Jewellers , который при жизни мастера был его эксклюзивным поставщиком (драгоценные камни и нити) , а после смерти Шамсуддина (1999 год) открыл у себя галерею его работ (Shams Gallery).

«Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!» Доступ в галерею открыт для всех желающих (по предварительной записи и после тщательной проверки) и все, кто там побывал, говорят, что это незабываемое зрелище. Музей оснащен по последнему слову техники с климат-контролем, световыми эффектами и мобильными стенами, приходящими в движение с помощью пультов.

Устроители экспозиции не просто показывают неповторимые гобелены Шамсуддина, но устраивают целое шоу, которое многократно усиливает впечатление от увиденного.

Вот, например, как описывает это зрелище некоторые посетители: «Пройдя все контроли, мы очутились в кондиционированном холле, стены которого были увешаны трехмерной вышивкой. Рельеф на некоторых из них возвышался до 5 дюймов (12,7 см ).

Хранитель музея г-н Матур объяснил, что эта высота достигается не внутренним заполнением, а техникой, придуманной Падма Шри-Шамс. Объем наращивается за счет многократного прохождения хлопковой нитью, поверх которой вышивается тонкий шелковый слой.

Он также добавил, что все эти картины – работы учеников Шамсуддина, которые выставлены на продажу, а сейчас мы пройдем в отдельное помещение, где хранятся шедевры великого мастера. Их оберегают как зеницу ока, и не продают ни за какие деньги. Комната, в которую мы зашли, выглядела пустой, но г-н Матур нажал кнопку на пульте, и на одной из стен поднялся занавес. На стене в лучах света висел огромный персидский ковер вышитый драгоценными и полудрагоценными камнями (30000 карат).


Все замерли от восторга, но это было только начало шоу. Поднялась следующая штора, и мы увидели квадрат с шахматной доской в обрамлении картин дикой природы.



За следующими шторами скрывался удивительно яркий леопард с павлином в зубах,


сияющий белым мрамором Тадж-Махал


и выразительно рельефный Иисус с отарой овец («Добрый пастырь», 18 лет, 6570 дней, 2,52 на 1,91 м) .


Когда первое оцепенение прошло, мы попросили разрешение сфотографировать работы, и нам разрешили это сделать без вспышек» www.craigandstephsvacations.com

«Мы вошли в темную комнату, и вдруг луч света выхватил из темноты великолепный яркий букет в драгоценной вазе. Казалось, он висел в воздухе. Хранитель музея Ghanshyam Mathur рассказал, что это последняя работа мастера, которую он, уже практически слепой (потерял зрение в 1985 году), сделал в подарок к 50-летию своей жены. Букет был вышит гладью в несколько этапов. Каждый цветок вышивался отдельно, а потом все они были собраны в единую композицию. Размеры картины 2,27 м на 1,68 м, работа заняла 4170 дней, а общий вес драгоценных камней и золотой нити составляет 22000 карат.

Затем луч света переместился на другую, не менее прекрасную и масштабную картину, изображавшую схватку двух бойцовых петухов, на которой мастер трудился 1475 дней,

потом на ягура с павлином в зубах («Ягуар», 620 дней, 10000 карат, 2,72 на 1,93 м) .

Потом мы посмотрели все представленные работы. Их было около 20-ти, и все они изображали сцены дикой природы. Например, охотившегося на куропаток гепарда или настигшего африканскую зебру льва, гуляющих павлинов или сидящих на ветках попугаев. Все было сделано с высочайшим талантом, отличалось сочностью красок и точностью изображения. Ghanshyam Mathur объяснил, что благодаря фокусировке луча света только на одной работе, достигается максимальный драматический эффект. И мы не могли с ним не согласиться» (www.taipeitimes.com ).


Работа учеников, стоимость 600$-800$

Своего расцвета искусство вышивки достигло под покровительством падишаха из династии Великих Моголов Акбара. В 17 веке Аурангзеб отказался от покровительства, это привело к тому, что искусство перестало развиваться и могло исчезнуть, вообще. Материалы для вышивки стоили чрезвычайно дорого, и мастера просто не имели возможности заниматься делом самостоятельно.

Много мастеров в поисках работы уехали из Дели в Раджастан и Пенджаб. С конца 18 века и в 19 веке с наступлением эпохи индустриализации искусство вышивки потерпело ещё одну неудачу. Лишь в середине двадцатого века индийское правительство предприняло шаги для восстановления и продвижения уникального искусства, наряду с другими многими традиционными вышивками. Зардози главным образом в течение десятилетий делали в Мадрасе и Хайдарабаде. В наши дни главный центр вышивки находится в Лакхнау. Бхопал, Дели, Агра, Мумбаи, Аджмер, Ченнай и Кашмир также среди мест, где мастера вышивают в технике Зардози.

Главная проблема географической ограниченности зардози состояла в том, что золото и серебро не было доступно в большом масштабе. Препятствие преодолели путем комбинирования медной нити и золотого покрытия, и окрашивания шелковой нити золотом. Не меньшей проблемой было и совсем небольшое количество квалифицированных мастеров, способных передать свои знания.

Начать хочу с представления техники вышивки зардози и о Великом мастере Шамсуддине из Индии.

Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардозино и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсуддина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!

За всю жизнь у Шамсуддина - прославленного мастера вышивки под названием зардози было около пяти тысяч учеников. Но лучшим из них стал его старший сын Раисуддин. Ему-то он и передал свое дело.Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость работы и изящество рисунка. «Высшим пилотажем» здесь считают вышивку, изображающую животных – стежками и цветом нити нужно передать фактуру кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде лошади. До такой работы допускают только самых опытных профессионалов.В президентском музее в Лос-Анжелесе висит портрет американского президента Рональда Рейгана работы Шамсуддина, в дар президенту Форду его сын преподнес вышитого Авраама Линкольна. Раисуддин очень гордится, что портрет Линкольна висит где-то на стене в Белом доме. Но намного больше наследник Великого мастера гордится своим знаменитым отцом: ведь ему удалось сделать настоящее чудо – поднять искусство вышивки шелком на новую, ещё небывалую высоту

"Хороший пастух". Размер картины примерно 2,52 м на 1,90 м, художнику потребовалось 18 лет для того, чтобы ее закончить.

"Букет цветов", ее размер около 2,30 м на 1,68 м. На создание этой великолепной работы Шамсуддин потратил 1000 часов, а делал он ее в течении 11 лет.

Вышивка Зардози применялась для украшения одежды, обуви, интерьера, покрывал для слонов и т.п. И по сей день в Индии используют вышивку Зардози для создания шикарных нарядов, и каждая модница мечтает заполучить вышитое сари в свой гардероб.

Индийская вышивка

Вышивка в Индии

Из техник, дошедших до наших времен существуют сари из г.Хайдарабад (Индия, Пакистан); «гота» из Раджастхана (штат Индии); «зардози» из Дели; «пулкари» в Пинжабе; вышивка румалей (головных платков, носимых мужчинами-сикхами); «касути» из Карнатаки (штат Индии) и т.д. вот лишь некоторые из значимыхклассификаций индийской вышивки.

Кашмирская вышивка - вышивка гладью - заимствована из Китая через Иран, и отчетливо проявлена в этом стиле. Вышивка Чиканкари из Уттар Прадеш напоминают европейскую теневую вышивку по полотну. Техника вышивки Касути из Карнатаки очень похожа на славянские, австрийские, венгерские и испанские вышивки. Вышивки Синдх, Кутч, Катхьявари подобны вышивальной технике переплета из Испании и Германии, а стиль Моти Каам - вышивка бусинами подобна мексиканской вышивке бисеро м.

Индийская вышивка Шиша

Шиша () - вид индийской вышивки, заслуживающий особого внимания, поскольку сам по себе оригинален и необычен. «Изюминкой» индийской вышивки "шиша" являются небольшие частички зеркал, обшитые вышивкой, и сверкающие под солнечными лучами

.

Этот вид вышивки можно встретить в Пакистане и Афганистане.

Слово "шиша" на хинди означает небольшое стекло.

Зеркала в вышивке начала использовать супруга шаха Джахана. Но ещё в давние времена эта техника использовалась бедняками, которые с помощью слюды добивались того же эффекта сверкания ткани, что и богачи, чья одежда расшивалась золотыми и серебряными нитями.

Сейчас также вышиваются разные изделия, украшенные индийской вышивкой шиша, особенно часто можно встретить сумки.

Удобно и практично использовать в работе шиша из пластика. Иногда используют старые CD диски, разрезая и подпиливая их (надо чтобы края были гладкие, иначе нити перетираются).

Мусульмане называют эту вышивку Abla.

из коллекции Linda Pastorino

Индийская вышивка Чиканкари

Традиционная индийская вышивка чиканкари подразумевает узоры белыми нитями чаще всего на такой же белой и очень тонкой ткани — например на муслине. Сейчас вышивают и на шелковом или синтетическом шифоне, жоржете и других тонких тканях. Она больше всего подходит для украшения верхней одежды, но в наши дни Чиканкари используется при оформлении занавесок, наволочек, скатертей, постельного белья.

Зародилась индийская вышивка Чиканкари благодаря Нурджехан, супруге императора Джахангира: она мастерски вышивала цветочные мотивы, распространяя это занятие повсюду, хотя, по поводу страны происхождения, все же возникают разногласия. Она была мастером вышивки и черпала вдохновние в турецких вышивках.

Стежки, которые используются в Чиканкари

1. Тепчи (tepchi) длинные стежки вперед иголку, которые выполняются 6 нитями по лицевой стороне, обычно четыре нити с лицевой и одна с изнаночной. Таким образом, формируется линия. Обычно этот тип стежка используется для обводки основы для более сложной вышивки или для выполнения простых фигур.

Техника: Его выполняют движением иглы справа налево (рис.2а) Стежки можно располагать по лицевой и изнаночной стороне ткани в два и более ряда (рис.2б, в).Шов «вперед иголку» иногда выполняют и по кривой линии, например в узорах с произвольным рисунком.

2. Бакхия (bakhiya), выполнятеся с изнаночной стороны швом "восьмерка". На лицевой стороне изделия образуется контур в виде строчки, нити "восьмерки" просвечивают через тонкую ткань, образуя красивую "тень".

Техника: Представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.

На лицевой стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей - больше (рис. 9 в,г).

3. Хул (Hool) это стежок, который выполняется как "глазок" или "дырочка". Этот стежок может выполняться шестью нитями и обычно им оформляют центр цветка.

Техника. Рисунок обметываем по контуру, затем толстой штопальной иглой прокалываем ткань в центре кружочка и раздвигаем нити, постепенно увеличивая дырочку вращательным движением. Край дырочки обметываем гладьевым валиком мулине в одну нитку.

4. Занзира (Zanzeera) небольшие стежки в виде тамбурного шва (шов "цепочка"), которые выполняются одной нитью по лицевой стороне. Его используют для окочательной обводки листьев, лепестков или бутонов, т.к. это шов очень тонкий.

Техника: Иглу вводят в то место, откуда нитка вышла с изнаночной стороны ткани на лицевую. Далее иглу выводят на лицевую сторону так, чтобы она прошла в предыдущую петельку, и таким образом выполняется цепочка из петелек.

5. Рахет (Rahet) это стебельчатый шов, выполнятемый шестью нитями по изнаночной стороне. Этот шов формирует на лицевой стороне сплошную линию, обычно используется в виде двойной линии "дохра бакхия" (dohra bakhiya).

Техника: Его можно выполнять двумя руками или одной правой рукой. При этом левой рукой и придерживают рабочую нить во время выполнения шва. Сделав в ткани первый стежок, иглу выводят у середины стежка с левой стороны. Рабочую нитку прижимают к пяльцам большим пальцем левой руки, недалеко от того места, где она вышла из ткани, и прокалывают ткань выше первого стежка. Выводят иглу у середины второго стежка. Таким образом, шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок, при этом, выходит вперед наполовину предыдущего.

При выполнении стебельчатого шва, рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны - справа или слева. Менять положение нитки во время работы нельзя. Существует два способа исполнения этого шва. При первом способе (рис. 4а) шов получается узким слегка выпуклым, при втором — широким в виде шнурочка.

6. Банарси (Banarsi) этот шов не имеет аналогов среди стежков, использующихся в европейской вышивке. Это витой шов, который выполняется 6-ю нитями по лицевой сторооне ткани. Начиная справа делают стежок влево примерно через 5 нитей, затем вертикально делается стежок через 2 нити. Затем игла втыкается в середине первого стежка примерно на 2 нити ниже его и выводится правее и выше на 2 нити горизонтального стежка.

7. Кхатау (khatau) похож по виду на шов "Бакхия", но тоньше и выполняется в форме аппликации. элементы узора вырезаются из хлопковой ткани, затем они накладываются на изнаночную сторону вышивки и пришиваются мелкими гладьевыми стежками. На лицевой стороне это дает эффект "тени".

8. Фанда (Phanda) и Мурри (Murri) - это стежки, которые обычно используются для вышивки центра цветка в чиканкари. Они выполняются как французкие узелки. Мурри имеет вытянутую форму рисинки, а фанда - круглые узелки в виде просяного зернышка.

Техника: Иглу с рабочей ниткой выводят на поверхность ткани, наматывают на иглу нитку 1—2 раза и прокалывают ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани. Затем осторожно протягивают нитку на изнаночную сторону, подтягивая получившийся узелок к ткани

.

9. Джали (Jali), это техника вышивки, похожая на мережку, однако нити не выдергиваются из ткани, и аккуратно развигаются и закрепляются маленькими стежками петельным швом, таким образом получается изящная сетка, либо орнамент из отверстий, чем-то напоминающий мережку или хардангер.

10. Турпаи (Turpai) и Дарздари (Darzdari) тоже важные виды стежков в технике Чиканкари. Турпаи используется при вышивке тоникми нитями. У Дарздари есть несколько разновидностей, особенно часто используются Кохидарз (Kohidarz), камал дарз (Kamal darz), Шанкарпара дарз (Shankarpara darz) , Мучи (Muchii) и Сингбхада дарз (Singbhada darz).

11. Еще несколько разнообразных стежков, используемых в Чиканкари: Печани (Pechani), Биджли (Bijli), Гхаспатти (Ghaspatti), Макра (Makra), Каури (Kauri), Хахткади (Hathkadi), Банджкали (Banjkali), Сази (Sazi), Каран (Karan), Капкапи (Kapkapi), Мадраси (Madrazi), Буль-буль часм (Bulbul-chasm), Тадж Махал (Taj Mahal), Джанджира (Janjeera), Канган (Kangan), Дхания-патти (Dhaniapatti), Розан (Rozan), Мехарки (Meharki), Чанапатти (Chanapatti), Балда (Baalda), Джора (Jora), Кил канган (Keel kangan), Бульбуль (Bulbul), Сидхаул (Sidhaul), Гхас ки патти (Ghas ki patti) и т.д.

Индийская вышивка Кантха

Вышивка Кантха - пример умений и бережливости древних индианок.

В изготовлении изящных вышитых накидок не последнее место занимало индийское платье сари - женщины использовали ткань пришедшего в негодность наряда, вышивая старыми нитками, извлеченными из других сари.

Секрет этих работ, отличавшихся особой искусностью состоит в том, что ткань, скрепленная множеством нитей, становилась крепкой и долговечной, и радовала глаз потом еще долгое время.

Чаще всего в центре изделия, декорированного индийской вышивкой кантха, красовался царственный цветок - лотос. Поскольку большинство женщин, изготавливающих кантха - мусульманки, их мастерски выполненные вышивки часто служили накидками на гробницы святых, использовались во время обрядов в мечетях.

Вскоре за индийской вышивкой кантха закрепилась ассоциация перерождения. Как второе рождение нитей, которые отслужили свой срок в одном виде, и стали другим

.

В зависимости от числа слоёв и величины менялось и предназначение вышитых работ - от зимних одеял до маленьких молитвенных ковриков. Беременные женщины тратили последний триместр беременности для создания Накши Кантха (одеяло) для новорожденного, полагая, что укутывание малыша в такое одеяльце - это залог счастья в семье и защита ребенка от болезней.

В некоторых районах вся семья невесты до сих пор вышивает свадебное платье и вещи для её нового дома. И сохранилась ещё одна из древних традиций. Сразу после рождения девочки бабушка начинает вышивать "багх" - свадебную шаль, на выполнение которой уходят годы, так как она должна быть полностью покрыта вышивкой.

Примерно такой же вышивкой украшали и новые женские сари, и рубашки для мужчин и женщин.

Традиционно kantha никогда не были предназначены для продажи - они были

сделаны либо в качестве подарка, либо для личного пользования.

Изделия с вышивкой - стежкой кантха отличаются изяществом и искусностью. Почти вся поверхность кантха заполняется очень мелким ручным стежком «вперед иголкой», которые бенгальские женщины называют «бегущим». Было и множество специальных швов.

Некоторые традиционные стежки кантха напоминают шов зигзаг на швейной машине. Швы располагались в разном порядке: в виде решеток, прямых или волнообразных линий, эхо-контуром вокруг основного рисунка и т.д. Поверхность при этом принимала нежно - рифленый вид. Работа эта очень трудоемкая. Для изготовления одного Накши кантха (одеяло) уходило от нескольких месяцев до нескольких лет кропотливого труда. Поэтому эти изделия высоко ценились в бенгальских семьях и передавались из поколения в поколение.

Традиционно вышивка делалась на светлом или белом фоне, чтобы её хорошо было видно.

Мотивы для кантхи разнообразны. Дело в том, что в Бангладеш живут люди разных вероисповеданий. Среди них очень много мусульман, буддистов, христиан. И каждый вносит свою лепту в узоры кантхи. Но основным центральным рисунком чаще всего был цветок - лотос.

А обрамляли его узоры, которые сейчас принято называть «пейсли», или «огурцы»(именно Индия является родиной этого распространенного узора), знакомого всем нам в на Руси.

По периметру располагались рисунки, изображающие различных животных, деревья, листья или цветы. Благодаря мусульманским веяниям в кантхе применялись и геометрические орнаменты. Нередко фигура человека тоже являлась объектом внимания вышивальщицы.

Большое значение, конечно, имеют цвета вышивки. Синий и голубой - цвета Кришны, одного из воплощений бога Вишну. Одежду такого цвета женщины одевают для тайных встреч с возлюбленными. Красный - означает любовь. И в Индии невесты надевают свадебную одежду в красных тонах, что символизирует семейную гармонию и счастье. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее любовь. Темно красный и фиолетовый - олицетворение высшей силы любви. Желтый - цвет манго, кукурузы и горчицы - означает плодовитость. Цвет шафрана ассоциируется с самоотречением и мученичеством. И конечно белый - цвет чистоты, цвет великого индийского бога Шивы.

Вышивку дополняют ракушки, пайетки, блестящие пуговицы, маленькие зеркала. Считается, что зеркальце ослепляет дьявола и защищает от сглаза.

Вышивка кантха используется для украшения изделий и современными индийскими и бенгальскими мастерицами. Но в наше время появляются новые элементы. Помимо стежки в работах часто добавляется аппликация. Иногда плотной строчкой в несколько рядов окружают рисунки на набивной ткани.

http://www.hnh.ru/handycraft/Indian_Kantha_embroidery

Интересно, какие картины появляются в вашем воображении, когда вы слышите слово "Индия"? Слоны, джунгли, священные коровы, сари, сокровища Агры, Тадж-Махал.... И все это вместе составляет удивительный красочный калейдоскоп.

Культура Индии испытала на себе влияние традиций самых разных народов и завоевателей, сменявших друг друга. В мире найдется не так много стран, которые смогли сберечь свою самобытность, традиции и богатейшее культурное наследие. Помните времена, когда индийские фильмы можно было увидеть только в кинотеатрах? Хотелось научиться петь и танцевать, как индийские актеры, а еще мечталось о таких же удивительных костюмах и украшениях. Сегодня нам не нужно ехать за три моря и проводить в путешествии месяцы, а то и годы, чтобы приблизиться к этой удивительной стране и ее культуре. Можно купить туристическую путевку, увидеть собственными глазами эту страну пряностей, а можно и не делать этого, и тем не менее, соприкасаться с индискими чудесами когда душа запросит. Кстати, для этого совсем не обязательно уезжать из дома. Не верите? А зря.

Если освоить несколько стилей индийской вышивки, что вполне вам по силам, Индия может навсегда подружиться с вашим домом и с вами.

Вышивальные индийские традиции удивительно богаты, что позволит вам найти себе дело по душе. Остается только разобраться в стилях и техниках. Начнем?

Кантха – своеобразный секонд-хенд. Всем известно, что самой популярной женской одеждой в Индии является сари. И конечно, климат и условия жизни подразумевают наличие своеобразных коллекций сари на все случаи жизни. Понятно, что рано или поздно наряды эти теряют свою былую свежесть и привлекательность, но поскольку сари - прямоугольник длиной в несколько метров, понятно, что выбросить такое богатство рука не поднимется. Самый лучший вариант утилизации - использовать старые сари для чего-нибудь еще. Кантха - настоящий гимн бережливости и умениям индийских женщин. Старые сари сшиваются друг с другом, образовывая некое подобие стежки. Получаются замечательные покрывала, накидки, чехлы для подушек, коврики и одеяла. Даже нитки для прошивки не покупаются, а выдергиваются также из старых ненужных сари. Индийские модельеры используют эту технику в своих коллекциях и надо сказать, курточки и пиджачки, выполненные в такой технике, способны внести особую изюминку в ваш гардероб.

Еще один вид традиционной индийской вышивки, называется чинкари. Для вышивки используют самые тонкие хлопковые и шелковые ткани - муслин, батист, шифон. Чаще всего вышивка белым на белом фоне со множеством цветочных элементов. Считается, что появилась эта вышивка благодаря жене императора Джахангира. Эта женщина умела вышивать цветы так, что у нее появились последователи. Впрочем, так до конца и не выяснено, из какой страны чинкари перекочевала в Индию. Цветы лотос и жасмина, розы и манго, ветки лиан - вот, основные мотивы этой вышивки.

Еще одна техника, о которой стоит рассказать, называется "шиша". Основная отличительная особенность - использование зеркал или слюдяных пластинок, отражающих солнечный свет. Эти зеркальные элементы обшиваются шелком, золотыми и серебряными нитями. Ткань, расшитая таким образом, выглядит так, как-будто бы ее расшили драгоценными камнями. Есть в этом что-то цыганское, но ведь, красоты не может быть много... В такой технике обычно расшивают одежду, сумки и кошельки, но не менее интересно будут выглядеть панно или ширмы. По-моему, стоит попробовать.

Самой известным стилем в индийской вышивке по праву считают - зардози. Эта вышивка самая богатая как по части материалов, используемых в работе, так и в плане разнообразия узоров. Золотые и серебряные нити, канитель, тонкая проволока, свернутая в пружинки, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, бархат, атлас, шелк - вот, ваш арсенал вышивальщика-зардози.

Зардози используют для украшения одежды, обуви, деталей интерьера, упряжи для слонов. В свое время, мне повезло оказаться в Ташкенте. Город удивительный и колоритный. Понятно, что не обошлось без похода по самым популярным торговым точкам, среди которых особо выделялся магазин "Ганг". У меня тогда глаза разбегались от индийского изобилия, никак не могла остановиться на чем-то одном. Хотелось все и сразу, но все же остановилась на подарке для мамы - вышитом бархатном чехле для очков. Это сегодня я знаю, что вышит он был в технике "зардози", а в те времена, об этом даже не слыхали. Надо ли говорить, что этот очечник до сих пор жив и здоров, и мама не собирается с ним расставаться ни за какие сокровища?

Чтобы вам было легче осваивать индийскую вышивку, предлагаем воспользоваться материалами из нашей подборки:

Желаю вам, творить с удовольствием!

просмотров